К природным ценностям следует отнести такие общие, и понятные для людей любого общества вещи, как воздух, вода, еда, климат и некоторые другие. Разумеется, как мы уже установили, для той же еды, воспитание и нравы социума оказывают влияние на то, как мы воспринимаем вкус пищи. Но это возможно лишь до границы пролегающей между базовыми и договорными ценностями. То есть, договорные ценности во многом определяются субъективным восприятием,(1) (примечания см. в конце эссе) а природные ценности - объективны. Конечно субъективное восприятие, одного авторитетного человека, превратившееся в субъективное восприятие многих и многих, может приносить большую прибыль. Если, хотя бы продать тот же "Чёрный квадрат" Малевича, на эти деньги можно купить миллионы таких же холстов с чёрными квадратами. Их за такие деньги специалисты так намалюют, что ни один ценитель не отличит, по крайней мере, без спецтехники. Равно, как ни один ценитель не определит, какой лёд ему в виски положили - тысячелетний из Антарктиды, или из только что замороженной водопроводной воды. А вот если капельку бензина в этот лёд капнуть? Даже в антарктический... Ни один ценитель, если у него с нюхом всё в порядке, не получит удовольствия от такого льда, какие бы "понты" за всем этим не стояли. Вот тут-то мы подошли к тому, что ценность большинства вещей, с которыми мы сталкиваемся, имеет две составляющие - объективную, на базе природных ценностей и субъективную, сформированную под воздействием общества.(2) Взять хотя бы кумыс - для европейца он непривычен, и скажи европейцу, что это всего лишь испорченное молоко, он его не полюбит. Но если европеец узнаёт, что он пробует ТОТ САМЫЙ знаменитый напиток Востока, о котором он столько слышал, который любят миллионы людей, если европеец хорошо к этим людям относится, к их жизни и быту, к истории - он полюбит кумыс. А вот обратный пример - тоже взятый из жизни. Одна восточная принцесса, впервые попробовав солёный огурец, с омерзением выплюнула его. Она думала, что это испорченный продукт. Она не могла понять, зачем огурцу так изменили вкус. Ещё бы! Там где она жила - овощи свежие круглый год. Их не надо засаливать, чтобы сохранить на зиму. А ведь - соленья, возникшие из-за потребности сохранить те или иные продукты - превратились в особые блюда. Солёный помидор можно любить и сам по себе, а не как попытку сохранения свежего. Многие люди соленья любят больше свежих продуктов. Я например, даже летом делаю малосольные огурцы, не для того, чтобы хранить их до зимы, а потому, что в качестве закуски они, на мой взгляд, лучше свежих. И вот когда вышеупомянутая принцесса узнала историю солёного огурца, она стала ярой поклонницей этого блюда.
Плоскость относительности, это как бы особый мир, тесно связанный с другими, со своим относительным абсолютом, который не всегда может быть ясно выраженным. Этот абсолют - скорее базис, на котором покоится плоскость относительности. То, что для одних прекрасно, в рамках других координат будет казаться уродством, то, что для одних добро - другим будет казаться злом. Скажем золото, как ценность для европейца, не будет таковой для дикаря. Но и для того и другого ценностью будет, скажем, его семья, а вот на более глубокой плоскости - для акулы, например - такая ценность не существует, но для всех вместе - европейца, дикаря и акулы существует более глубокая, общая плоскость относительности, общебиологическая. Ценность пищи, например. Но для, каких-нибудь инопланетян, созданных не на основе воды и углерода, а, скажем на основе кремния, наши биологические ценности будут недействительны. Зато на более глубоком уровне - и для нас и для них - будет иметь значение такая вещь, как плазма, ибо она может погубить и их и нас. Даже всеобщие законы, открытые Ньютоном, являются частным случаем тех, занавес над которыми приподнял Эйнштейн и другие современные нам учёные. Таким образом, мы видим, как от условностей, типа десятичной системы, или мер длинны, свойственных части людей, тому или иному социуму, мы переходим к понятиям свойственным ВСЕМ людям, потом всем живым существам, потом вообще всем существам. Возможно, что для самой глубинной, всеобщей плоскости относительности, абсолютом выступит - Бог. Хотя, надо сказать, что плоскости относительности проходят не только горизонтально, когда более широкая и всеобъемлющая, глубже той, что является её частным случаем. Некоторые из них пересекают остальные, как бы под углом. Скажем, у женщин, могут быть общие ценности с самками высших млекопитающих, которые совсем не будут понятны мужчинам, хотя те им ближе, как существа одного вида. То же можно сказать о профессиональных и возрастных группах разных социумов. Воин скорее поймёт воина, крестьянин - крестьянина, ребёнок - ребёнка.
Итак, чем же природные ценности отличаются от договорных. Начнём с того, что природных немного. Они в большей мере, чем договорные определяются базовыми для человека вещами, прежде всего биологией. Соотношение природных и договорных ценностей можно выразить, как соотношение БАЗОВОЙ, более глубокой, плоскости относительности, с поверхностными. Дело в том, что в нашем подлунном мире всё относительно. Скажем, торт нам приятней дохлой кошки, а на более глубоком уровне, и то и другое лишь набор органических молекул. Зато на этом уровне можно проследить отличие этих молекул от фотонов, то есть отличие вещества от света. На более глубоком уровне и то и другое - пульсация материи. В вышеприведённом примере мы проследили три плоскости относительности. Каждая последующая находилась глубже предыдущей.
Эссе об их связи с природными ценностями.
Размещен: 24/05/2010, изменен: 24/05/2010. 27k.
(ksemich@rambler.ru)
Договорные ценности. 5. Эссе об их связи с природными ценностями.
Аксёненко Сергей Иванович. Договорные ценности. 5. Эссе об их связи с природными ценностями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий